В это трудно поверить, но и благодатный полуостров с уникальной природой не избежал общеукраинской беды - обезлюдевшую и упадка села. Причина - крайне сложные условия жизни в провинциальных глубинках на равнинных территориях Крыму, где бедность стала серьезной социальной проблемой. Некогда этот край расцвел благодаря днепровской воде, которая пришла сюда рукотворным руслом Северо-Крымского канала, а также мощным государственным инвестициям в аграрный сектор. Вода поступает сюда, как и прежде, однако государственные денежные потоки на поддержку сельского хозяйства прочь обмелели. Кроме того, сказались рыночные пертурбации, которые повлекли за собой упадок большинства хозяйств, а вместе с ними и степных деревень, которые вымирают просто на глазах.

Демографическая статистика ужасает. Ежегодно с карты полуострова исчезает одно село. В течение ближайших пяти лет такая же судьба может постигнуть еще 60 населенных пунктов. Некоторые села еще числятся на картах, и в них официально числятся люди, хотя на самом деле они переехали в другие места. Самые быстрые темпы сокращения сельского населения зафиксирован в Первомайском районе. Однако не намного отстают от него по этому показателю Джанкойский, Нижнегорский, Советский, Красногвардейский районы. Все эти районы могут в ближайшие годы превратиться в пустыню.

Не избежать процесса неуклонного вымирания крымского села даже возврат ранее депортированных представителей разных этносов. Их прибыло на полуостров около 300 тысяч, в том числе почти 270 тысяч - крымские татары. Уже сформирован 300 поселков компактного проживания репатриантов, однако лишь две трети из них обеспечены водой, а уровень газификации не превышает 10%. Здесь остро стоят проблемы медицинского обслуживания, транспортного сообщения. Часто вспыхивают земельные конфликты.

В конце концов, депрессивность характерна для всех поселений степного Крыма. Не хватает рабочих мест, парализовано социальную сферу. Ходят алкоголизм и наркомания. Смертность растет, а рождаемость практически близка к нулю. Автобусное сообщение со 150 степными селами действует только в базарные дни. Численность детей катастрофически уменьшается, поэтому ежегодно закрываются несколько школ. А те, которые еще работают, - крайне бедные, давно не ремонтированные, с мебелью и принадлежностями еще советских времен. В запущенном состоянии спортивные и актовые залы. Детсады давно закрыты. В большинстве сел магазины открываются дважды в неделю, когда привозят хлеб и другие продукты. Там, где еще не совсем заржавели водопроводы, люди счастливы, если питьевую воду подают хоть два часа раз в три дня. Там, где водопроводов нет, воду привозят трижды в неделю. Как же выжить в жарком степи без питьевой и поливной воды, без которой ни скота нельзя удерживать, ни овощей-фруктов не вырастишь? Государственная целевая социальная программа первоочередного обеспечения централизованным водоснабжением тех сельских населенных пунктов, которые пользуются привозной водой, не выполняется. Видите ли, не хватает средств в государственном и местных бюджетах. Если бы чиновников и народных депутатов хотя бы на месяц поселить в засушливом степи, то вопрос обеспечения питьевой водой стало бы государственным приоритетом номер один. Специалисты утверждают, что нехватка питьевой воды надлежащего качества грозит биологически-генетической деградацией населения, распространением инфекционных заболеваний и увеличением злокачественных новообразований. Результаты обследования источников водоснабжения сельских населенных пунктов, которые пользуются привозной водой, свидетельствуют, что санитарное и экологическое состояние большинства из них является критическим, поскольку содержание опасных соединений намного превышает допустимые нормы.

В 30% сел автономии вышли из строя канализационные системы, потому что сельхозпредприятия, которые их обслуживали, обанкротились. Как следствие, протяженность главных коллекторов в Крыму уменьшилось на 110 км, уличных сетей - на 208 км, внутриквартальных - на 44 км. А те, которые еще функционируют, давно израсходовали свой амортизационный ресурс, поэтому находятся <strong>в аварийном состоянии</strong>.

Источников доходов в крымском селе немного: пенсии, реализация сельхозпродукции с огородов и домашних ферм. Считается удачей, когда удастся немного подработать на сезонных работах в сельхозпредприятии. Поэтому и дома бросают, их тут даже за бесценок не покупают. Ведь мало кто решится уехать в глушь, где не хватает элементарных достижений цивилизации. Поэтому стоят дома-пустоши с забитыми окнами и дворами, заросшим сорняками.

Эффективных путей возрождения сельских территорий власти до сих пор не предложили. Позорно провалилась Программа развития села до 2015 года, что признают и сами чиновники. Социологи предполагают изменений к лучшему ни в ближайшем, ни в отдаленном будущем. По их убеждению, быстрого возрождения бывших степных оазисов не гарантируют ни выгодное местонахождение, ни живописная природа, и даже близость к морю. Члены правительства автономии сумели лишь заверить, что предполагается создание коллективного органа (комиссии), который будет способствовать молодым семьям в получении земельных участков под застройку и беспроцентных кредитов. Заметим, что возрождение таким способом безлюдных сел - только в намерениях и планах высоких чиновников автономии. А пока что вымирающие села даже в случае любой катастрофы не смогут рассчитывать на элементарную помощь, потому что ближайшие станции "скорой помощи" и подразделения МЧС расположены в райцентрах.

Но надо отметить и то, что несмотря на все неурядицы количество сел, в которых крымчане сами ищут выхода из тупика, налаживая сотрудничество с международными благотворительными организациями, толпой ремонтируя пути, школы, системы водоснабжения, прокладывая газовые сети, организовывая кооперативы, все-таки увеличивается. И это следует приветствовать, потому что под лежачий камень вода не потечет.