Хотя в этом году Украина уже отпраздновала 20-летие независимости, говорить о формировании новой украинской нации пока не приходится. Наоборот, анализируя период от 1991 года, можно сделать вывод, что украинцы очень неохотно учатся на собственных ошибках и с катастрофической легкостью верят красивым обещаниям безответственных политиков. Поэтому определение "каждый народ имеет ту власть, которую заслуживает" в украинских реалиях приобретает несколько иной смысл: "больной на общественно-политическую близорукость народ неспособен выбрать ту власть, которую он заслуживает".
Общественное недовольство в нашем государстве состоянию дел имеет место постоянно. Но, выражая нарекания на низкий уровень жизни, коррупцию, социальную несправедливость, национальное унижение и другие не очень приятные явления современности, украинцы почему не проявляют особого желания выйти из этого замкнутого круга проблем. Мало того, своей пассивной гражданской позицией и политической "несвидомистью" сами же способствуют функционированию ненавистной им системы.
Не доверяя современной политической элите, украинцы, впрочем, продолжают выбирать одних и тех же, демонстрируя свою политическую близорукость и безграмотность. Ругая власть за тяжелое материальное положение и целый ряд экономических проблем, они так и не удосужились хотя бы на серьезный массовое выступление за улучшение социальных условий своего существования. Складывается впечатление, что нация находится в полусознательном состоянии и неспособна к адекватному восприятию действительности.
Все началось еще на заре нашей независимости. Первым и основным проявлением политической близорукости украинцев стали события после 24 августа 1991 года. Казалось бы, каждый гражданин должен понимать, что страной не должны в дальнейшем управлять те, чьим главным заданием раньше было угодно-не допустить возникновения независимого Украинского государства. Однако украинцы вместе с колонистами из бывшей метрополии избрали на вершину власти тех, кто еще вчера был заклятым врагом существования суверенной украинской нации вне сферы орбиты Москвы и уничтожал любые проявления "буржуазного национализма".
После 1991 года эти политические деятели разных уровней с благословения толерантного и незлопамятного украинского народа взялись строить ту государство, против возникновения которой они боролись в советскую эпоху. Результаты их "активной работы" мы видим и оцениваем уже в течение двадцати лет. Политически некомпетентные украинцы легко поверили придуманной ими же басне, которая была поддержана бывшими слугами другого государства: стране нужны опытные управленцы. Вот Украина и получила опытных управленцев из советской эпохи. Правда, их опыт и мудрость почему повлияли лишь на размер их материального достатка и сделали возможным становление и процветание олигархически-клановой системы. Через "эффективную" работу тех, кому осторожны и тенденциозно мыслящие украинцы доверяли свою судьбу на протяжении 20 лет, мы являемся страной с одним из самых высоких уровней коррупции в мире и догоняем по показателям доходов населения не Европу, а Африку, уже отставая от Латинской Америки.
Ориентация на политиков, которые не исповедуют никакой идеологии, кроме идеологии максимального обогащения, которые являются верными слугами того или иного олигарха, комплексы национальной меньшсебестоимости, равнодушия и беспомощности болезненно сказываются на украинской нации. Украинцы пока не способны выбирать настоящую элиту, так же как не способны они требовать от своих избранников детального отчета за их работу.
Вспомним, как наши наивные граждане слепо поверили разрекламированном бренда "Сильной Украины", подумав, что вот она, заветная третья сила, альтернатива Януковичу и Тимошенко. В украинском обществе нашлось немало тех, кто поверил бывшему комсомольцу-коммунисту и руководителю избирательного штаба Партии регионов в незабываемый 2004 год. Во время избирательной президентской кампании о Тигипко любили говорить разные слои населения. Украинские бизнесмены глубокомысленно высказывались о профессионализм Сергея Леонидовича, его нацеленность на реальные реформы и улучшение условий для предпринимательской деятельности. И услышать такие мысли можно было как среди предпринимателей Востока и Юга, так и Киева и Западной Украины. А легковерные представительницы слабого пола зачастую испытывали увлечения мужественной фигурой и уверенным голосом Тигипко, который говорил к ним с экранов телевизоров и проникновенно смотрел из многочисленных бигбордов. Не обошлось и без традиционной украинской бытовой философии вроде: "Он уже богат, все имеет, то, может, что и для народа сделает".
Щедро профинансирована рекламная кампания и удачный стиль, подобранный дорогими имиджмейкерами, дали возможность Тигипко покорить сердца многих. Более 13%, или 3,21 миллиона голосов избирателей в первом туре, - вот еще один симптом политической болезни граждан Украины. Именно таким является количество жертв очередной политической аферы в истории независимой Украины.
Прошло полтора года правления Януковича и Партии регионов, но украинцы все еще рефлексують и относительно нынешней власти, и бывшей, ограничивая себя в выборе.
Такое впечатление, что у наших граждан есть несколько жизней в запасе. Наверное, они согласны подождать десятки, а то и сотню-другую лет, когда в этой политической псевдоэлиты и ее наследников-мажоров ни с того ни с сего вдруг проснется совесть и желание работать на благо Украины, а не на собственное обогащение.
В США палату представителей избирают каждые два года, и это считается вполне нормальным, поскольку дает возможность гражданам контролировать своих посланников и не отсрочивать наступления ответственности за их работу. Однако у значительного числа украинцев бытует мнение, что выборы - это процедура, которую нужно проводить как можно реже. И они дают баснословные временные дивиденды тем, кого в душе презирают, но все равно регулярно выбирают на вершину политического Олимпа, чтобы потом проклинать их и жаловаться на низкий уровень жизни и через множество других проблем.
Украинская политическая близорукость - это хроническая болезнь, которая держит нацию в тесных рамках коррупции, социальной и национальной несправедливости, исторической дешевке и собственной нереализованности. К сожалению, недальновидные украинцы уже на протяжении двадцати лет независимости отдают предпочтение тем политикам, чье мировоззрение не выходит за пределы существующей системы, а не тем, кто стремится ее ликвидировать. И пока такая национальная политическая близорукость не будет излечена, ждать серьезные изменения в стране не стоит.