Ежегодно небольшой провинциальный городок Умань в Черкасской области превращается в огромный религиозный центр паломничества брацлавских хасидов со всего мира. Именно на землях Черкасщины, где в древности бушевала Коливщина, нашел свой последний приют хасидский пророк Цадик Нахман. В свое время он завещал похоронить его у больших еврейских захоронений времен Гонты и Зализняка в Умани. После смерти Цадика это место для паломников и стало поистине культовым.
Могила раби Нахмана служит не только объектом молитв и поклонения, здесь паломники ежегодно празднуют свой Новый год - Рош Ха-Шана, но и объектом, что приносит ощутимую прибыль местному населению. Если, скажем, в 1987 году в Умань приезжало помолиться на могиле всего 200 хасидов-паломников, то в 2007-го - уже около 20 тысяч. А в этом году благодаря отмене визового режима между Украиной и Израилем городок принимает около 30 тысяч хасидов. Приезжают они почти со всего мира - из Израиля, США, России и Европы...
Проблем, конечно, много. Ведь количество паломников уже достигло трети населения города. По правилам веры, хасиды должны селиться вблизи могилы раби Нахмана, а небольшой участок земли и несколько близлежащих улиц не могут вместить всех физически. В прошлые годы только собственники квартир и домов вблизи захоронения зарабатывали неплохие средства, временно сдавая в аренду свое жилье. Теперь хасиды расселяются уже и за пределами оговоренной территории - в микрорайонах, которые поближе прилегают к синагоги. А местные жители под жилье для пришельцев стали переоборудовать даже балконы, гаражи и сараи. Наиболее предпреимчивые устанавливают двухъярусные кровати и заселяют по 6-8 паломников в одну комнату.
Во время паломничества для жителей Умани наступает горячая пора. Одни сдают в наём жилье, другие работают на кухнях, еще другие - водителями, грузчиками, переводчиками, продавцами... Заработки во время Рош Ха-Шана, от нескольких сотен долларов в день, для провинции - это более, чем выгодно.
При этом цены для хасидов сразу поднимаются в несколько раз. Места паломничества мгновенно обрастают всякими киосками и лотками с сувенирами, одеждой, продовольствием...
К странным гостям с пейсами (это два закрученных локона, обрамляющие лицо мужчин.- Прим. авт.)местные жители уже привыкли, как и к их довольно странным обрядам и традициям, даже к поведению. Так, во время праздника прибывшим нельзя смотреть на женщин, нельзя прикасаться к выключателям, просматривать телевизионные передачи, собственноручно пользоваться бытовой техникой и т.д.
Житель умани Георгий Пшеничный имеет трехкомнатную квартиру на улице Пушкина. За несколько лет успел подружиться с семьей хасида-англичанина. Квартиру ежегодно сдает только ему.
- Это семья порядочная, чистоплотная, - рассказывает мужчина. - Если какие вопросы или проблемы - звонят. Я стараюсь не вмешиваться в их дела - хасиды этого не любят...
Уманчанка Екатерина Бойц с мужем сдают в найм квартиру-малосемейку. Берут шесть хасидов. С каждого за сутки - по 50 долларов.
- Пока хасиды у нас живут, я иду работать на кухню, - рассказывает. - А муж - носильщиком. За 10 дней зарабатываем на гостях столько, сколько в Умани и за год не заработаешь.
Место паломничества регулярно патрулируют спецподразделения "Беркут", "Альфа", кинологи, взрывотехники и милиционеры. Инциденты, конечно, случаются, потому что темпераменты различаются и у хасидов, и у украинцев.
- А вы попробуйте вывезти за границу сразу 30 тысяч украинцев, - объясняют милиционеры, которые патрулируют район. - У каждого свой характер - кто агрессивный, кто демонстративно выражает свои убеждения, кто слишком развязно себя ведет - вот уже и причина для схватки. К нам хасиды приезжают с деньгами, и есть куча желающих присвоить чужие деньги.
Неудобств для местных тоже хватает, но большинство жителей Умани такие временные ограничения воспринимает с пониманием. Скажем, во время паломничества на определенную территорию можно пройти, только показав прописку в паспорте, а в некоторых случаях даже приходится принимать специальные разрешения. Это сделано прежде всего для безопасности обеих сторон.
В предыдущие годы несколько раз даже поднимался вопрос о переносе праха Цадика. Мол, и хасидам было бы легче поклоняться своему пророку в Израиле, и украинцам спокойнее жить. Потому что в конечном итоге небольшой Умани нелегко принимать все нарастающий вал паломников: нужно позаботиться о надлежащем расселении гостей, их питание, санитарных условиях, безопасности и т.д.
В этом году хасидский вопрос опять вынесли на государственный уровень. Но пока над ним мудрят властители, в жизни паломников и местных жителей практически ничего не изменилось. Правда, этой осенью к прибывшим отнеслись не очень благосклонно. В воскресенье, 25 сентября, возле памятного знака Гонте и железной руды состоялась акция "Украина - без хасидов", которую перед тем запретил уманский суд. Инициаторы все же не отказались от намерений и переименовали её в "встреча депутатов с избирателями". Скандировать лозунги вышли преимущественно члены партии ВО "Свобода" и их сторонники. Вмешалась милиция. Не обошлось без рукоприкладства с обеих сторон. Наиболее непокорных забрали в участок. В камерах продержали до вечера около 60 участников акции. У них же, по словам представителей милиции, изъяли газовые баллончики, маски, рогатки... Представители ВО "Свобода" это отрицают и обвиняют правоохранителей в препятствовании проведению мирной акции.
Возмущаются такой "встречей" и паломники.
- Мы приехали без злых намерений, только помолиться, - рассказал хасид Рафаэль. - Мы платим деньги! Почему к нам такое отношение?
А многие из местных жителей акцию поддержали.
- Допекло, что хасиды чувствуют себя здесь свободнее нас, - объяснил один из жителей Умани. - Почему я в своем городе должен брать пропуск, чтобы пройтись паломническим районом? Не всегда они уважают и страну, в которую приехали, и местное население. А видели бы вы, в каком состоянии после себя оставляют дома...
- А нам хасиды не мешают, - объясняет Валентина Могильная. - Я живу на другом конце города, на них ничего не зарабатываю. А сын в этом году переводчиком к хасидам ушел. Имеет 400 долларов в день. Соседка на рынке торгует - говорит, выручка с хасидов хорошая. А то, что они не так облечены ли не той веры, - то такое.
В этом году Рош Ха-Шана приходится на 29 сентября. 2-3 октября хасиды начнут отъезжать. Поэтому в настоящее время у одних кипит работа, а у других - в разгаре праздник.